Желательно расшифровать, если это не трудно.
Кто из форумчан является (являлся) для вас авторитетом, чьё мнение было значимым и важным?
- Спойлер
- для меня это Аши и Мечтатель
Список разделов › Прочее › Беседка
К сожалению, богатое по смыслу слово «благородство» подверглось в обычной речи безжалостному искажению. Большинство стало понимать его как наследственную, кровную аристократию; и оно превратилось в нечто пассивное, безличное, подобное «всеобщим правам», которые не требуют личных усилий и заслуг, их получают автоматически.
Однако подлинный смысл слова “nobleza, noblessa, nobility” совсем иной, в нём динамика. Noble, nobilis – значит знаменитый, всем известный, возвышающийся над неизвестными, безымянными массами. Здесь подразумеваются личные усилия, заслужившие славу. Итак, «благородный» – это заслуженный, выдающийся. Благородство или слава сына – уже чистая милость. Сын известен только тем, что его отец стяжал славу. Слава сына – лишь отражение; и действительно, наследственное благородство – нечто отражённое, как лунный свет или память о мёртвых. Единственное живое и динамичное в нём – это импульс, передаваемый потомку и побуждающий его сравняться с предком. Таким образом, и здесь – noblesse oblige, хотя и в несколько измененном виде: благородный предок обязывал себя добровольно, благородного потомка обязывала необходимость быть на высоте. В переходе благородства по наследству кроется известное противоречие. Китайцы поступают логичнее, у них обратный порядок наследования: не отец облагораживает сына, а сын, достигнув высоких почестей, облагораживает своих предков, свой род. При этом государство указывает число предыдущих поколений облагороженных заслугами потомка. Таким образом, предки оживают благодаря заслугам живого человека, чьё благородство в настоящем, а не в прошлом. Латинское понятие “nobilitas” появилось только в эпоху Римской Империи, в противоположность старой наследственной аристократии, в то время уже вырождавшейся.
Итак, для меня «благородная жизнь» означает жизнь напряжённую, всегда готовую к новым, высшим достижениям, переход от сущего к должному. Благородная жизнь противопоставляется обычной, косной жизни, которая замыкается сама в себе, осуждённая на perpetuum mobile – вечное движение на одном месте, – пока какая-нибудь внешняя сила не выведет её из этого состояния. Людей второго типа я определяю как массу потому, что они – большинство, потому что они инертны, косны.
Чем дольше человек живёт, тем яснее ему становится, что громадное большинство людей способно на усилие только в том случае, когда надо реагировать на какую-то внешнюю силу. И потому-то одиноко стоящие исключения, которые способны на спонтанное, собственной волей рождённое усилие, запечатлеваются в нашей памяти навсегда. Это – избранники, элита, благородные люди, активные, а не только пассивные; для них жизнь – вечное напряжение, непрерывная тренировка. Тренировка – это аскеза. Они – аскеты.
Пусть читатель не удивляется этому отступлению. Чтобы дать определение нового человека массы, который, оставаясь массой, хочет занять место элиты, необходимо было показать в чистом виде оба типа, в нём смешанные, – нормального человека массы и подлинного человека элиты, или человека энергии.
.Теперь мы можем быстрее продвигаться вперёд; ключ к решению – психологическая формула господствующего в наши дни человека – у нас в руках. Всё дальнейшее логически вытекает из основного положения, которое можно резюмировать так: XIX век автоматически создал новый вид «простого человека», в котором заложены огромные вожделения и которому сейчас предоставлен богатый набор средств, чтобы удовлетворить их во всех областях, – экономика, медицина, право, техника и т. д. – словом, огромное количество прикладных наук и всяких возможностей, какие прежде среднему человеку не были доступны. Снабдив человека массы всеми этими возможностями, XIX век предоставил его самому себе, и он, верный своей природной косности, замкнулся в себе самом.
Таким образом, теперь у нас массы более сильные, чем когда-либо прежде, но отличающиеся от обычных тем, что они герметически замкнуты в самих себе, самодовольны, самонадеянны, не желают никому и ничему подчиняться, одним словом – непокорны. Если так пойдёт и дальше, то в скором времени не только в Европе, но и во всём мире окажется, что массами больше нельзя управлять ни в одной области. Правда, в бурные и тяжёлые времена, стоящие перед нашим поколением, может случиться, что под суровыми ударами бедствий массы внезапно пойдут на уступки и подчинятся квалифицированной элите. Но это будет попыткой с негодными средствами, ибо основные черты психики масс – это инертность, замкнутость в себе и упрямая неподатливость; массы от природы лишены способности постигать то, что находится вне их узкого круга – и людей, и события. Они захотят иметь вождя – и не смогут идти за ним; они захотят слушать, и убедятся, что глухи
С другой стороны, нельзя тешить себя иллюзиями, что человек массы окажется способным, – как ни поднялся его уровень в наше время – управлять ходом всей нашей цивилизации (не говоря уже о прогрессе её). Самое поддержание современной цивилизации чрезвычайно сложно, требует бесчисленных знаний и опыта. Человек массы научился владеть её механизмом, но абсолютно незнаком с её основными принципами.
Я снова подчеркиваю, что все эти факты и доводы не следует понимать в узко политическом смысле. Наоборот: хотя политическая деятельность – самая эффектная, показательная сторона нашей общественной жизни, однако её подчиняют, ею управляют другие факторы, более скрытые и неощутимые. Политическая тупость сама по себе не была бы опасна, если бы она не проистекала из тупости интеллектуальной и моральной, более глубокой и решающей. Поэтому без анализа последней, наше исследование не может быть ясным и убедительным.
Мир, окружающий нового человека с самого рождения, ни в чём его не стесняет, ни к чему не принуждает, не ставит никаких запретов, никаких «вето»; наоборот, он сам будит в нём вожделения, которые, теоретически, могут расти бесконечно. Оказывается, – это очень важно, – что мир XIX – начала XX века не только располагает изобилием и совершенством, но и внушает нам полную уверенность в том, что завтра он будет ещё богаче, ещё обильнее, ещё совершеннее, как если бы он обладал неиссякаемой силой развития. Сегодня (несмотря на некоторые трещины в оптимизме) почти никто не сомневается, что через пять лет автомобили будут ещё лучше, ещё дешевле. В это верят, как в то, что завтра снова взойдёт солнце. Сравнение совершенно точно: заурядный человек, видя вокруг себя технически и социально совершенный мир, верит, что его произвела таким сама природа; ему никогда не приходит в голову, что всё это создано личными усилиями гениальных людей. Ещё меньше он подозревает о том, что без дальнейших усилий этих людей великолепное здание рассыплется в самое короткое время.
Поэтому отметим две основные черты в психологической диаграмме человека массы: безудержный рост жизненных вожделений, а тем самым личности, и принципиальную неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить. Обе эти черты характерны для хорошо нам знакомой психологии избалованных детей. Мы можем воспользоваться ею как прицелом, чтобы рассмотреть души современных масс. Новый народ, наследник долгого развития общества, богатого идеями и усилиями, избалован окружающим миром. Баловать – значит исполнять все желания, приучить к мысли, что всё позволено, что нет никаких запретов и никаких обязанностей. Тот, с кем так обращались, не знает границ. Не испытывая никакого нажима, никаких толчков и столкновений, он привыкает ни с кем не считаться, а главное – никого не признаёт старшим или высшим.
Я его ещё в институте конспектировалаЗю... писал(а):если кто осилил прочитать эти цитаты
Ну он же не наш форум имел в видуЗю... писал(а):как вы думаете, куда заведёт нас эта тенденция?
Дети подросли , что-ли?Зю... писал(а):как вы думаете, (если кто осилил прочитать эти цитаты) куда заведёт нас эта тенденция?
Сара 17, хорошее у тебя образование)Сара 17 писал(а):мы его конспектировали
Да, приходилось. Очень сильная женщина.Samersen писал(а):ambient, а с Напалм ты не бодался?
в процессе, впрочем детей много вокруг и других.veravelios писал(а):Дети подросли, что-ли?
ну можно расширить до любых авторитетов. но многие написали, что в их жизни нет таких людей.Сара 17 писал(а):Для испанца его поколения авторитеиами могли быть какие-нибудь отцы церкви, государственные деятели, военачальники, святые, это он имел в виду, а не как у нас форумчане
По моему, не корректные ассоциации, имхо
Сейчас этот раздел просматривают: 22 гостя