Brittany писал(а):Марианна писал(а):Есть таланты несущие свет, а есть сгущающие еще больше тьму и подающие ее на публику.Заставляющие тем самым зрителей восхищаться тьмой, боготворить ее, пускать ее в свою душу и давать ей постепенно производить там незаметные изменения и терять разборчивость. Потерять раз плюнуть. А вот найти обратно...сложно.
Когда людям демонстрируют их , скажем, мерзкие деяния, это несёт свет или сгущает
тьму?
Это заставляет восхищаться тьмой, а не ужаснуться
мерзости?
Представь себе выставку с деяниями всем известных маньяков- убийц, кто ж тут будет спорить что это мерзость и ужас? Только зачем на это смотреть, если итак все ясно? Зачем это запечетлевать в откровенном виде...
Вот ты допустим довольно приличный человек, жизнь твоя вполне себе правильная и не к чему придраться особо. Ты глядя на мерзость греха запечатленного на картине, ужасаешься "мерзким деяниям" которые тебе не особо-то присущи, какие чувства в тебе это родит?
Зачем тебе на это смотреть?
То же о чем я писала выше, это относится к любому виду искусства( т.к. отвечала я на пост Марии о таланте в общем и искусстве, непонятно почему это было воспринято по поводу именно Босха и того что я кого-то назвала безнадежным, я скорее более отвлеченно ответила, а не конкретно по Босху) , можно восхищаться талантом человека, который этот талант использовал на то, чтобы только усилить свои тенденции страстные. В человеке, который тянется к такому искусству резонирует тоже самое, та самая страсть в нем имеющаяся и тоже происходит тенденция усиления ее, оправдания и утверждения. Причем, сама утверждать не смею, но по святоотеческому учению, все мы подвержены страстям, во всех нас есть тенденция их развития и реализации. Например Феофан Затворник пишет:
- Спойлер
- Откуда страсти? Ни один человек не рождается со страстию определенною. Каждый из нас приходит в свет сей только с семенем всех страстей — самолюбием. ***** Никак не должно думать, что страсти образуются естественно, сами собою. Всякая страсть есть дело наше. Позывы на то или другое греховное происходят из растления нашей природы; но удовлетворять ему, тем более неоднократно, до привычки, состоит в нашей воле. Так, гордость утверждается частым гордением, леность — частою недеятельностию, зависть — частым завидованием, сварливость — частою бранью и проч.
Или Авва Дорофей:
- Спойлер
Зло само по себе есть ничто, ибо оно не есть какое-либо существо и не имеет никакого состава. Нет, но душа, уклонившись от добродетели, делается страстною и рождает грех, потому и томится им, не находя в нём для себя естественного успокоения. …и душа сама производит зло, которое прежде вовсе не существовало, и не имеет, как я сказал, никакого состава, и опять сама мучится от зла… То же самое видим и в телесной болезни: когда кто живет беспорядочно и не бережёт здоровья, то происходит избыток или недостаток чего-нибудь в теле, и потом человек делается от сего больным: а прежде этого вовсе не существовало болезни, и она не была когда-либо чем-нибудь самобытным, и опять, по исцелении тела, болезнь уже вовсе не существует. Так что и зло есть недуг души, лишившейся свойственного ей и по естеству ей принадлежащего здравия, которое есть добродетель. Потому мы и сказали, что добродетели суть средина: так, мужество находится посреди страха и наглости; смиренномудрие - посреди гордости и человекоугодия; также и благоговение - посреди стыда и бесстыдства, подобно сему и прочие добродетели.
А кто не внимает себе и не охраняет себя, тот легко уклоняется от сего пути или направо, или налево, т. е. или в излишество, или в недостаток, и производит в себе недуг, который составляет зло. Вот это царский путь, коим шествовали все святые
Так вот искусство, особенно от человека с талантом, который придает созданному им некую притягательность, вызывающую восхищение, может человека отклонять в ненужную сторону, поощрять в нем самом тенденцию к усилению какой-то из грешных наклонностей.
Тьму и Свет можно понимать по-разному, особенно в свете эзотерических учений. Но свет это Бог: "Я есмь Свет, Истина и Жизнь" А тьма, это отсутствие Бога, это уклонение в сторону создания зла, рождения его в себе. И пока человек в себе не увидит тьму, не определит ее, ему не увидеть и чем она отличается от света. Пока человек видит в себе самом только свет, в отличие от чьей-то мерзкой тьмы, выхода нет.
Вот тут можно вернуться к Босху, он имеет свойство поражать концентрацией греха и его особой отвратительностью, тут скорее возникнет не осознание тьмы в себе, а наоборот, тенденция к осуждению греха возникнет, но не в себе. Что кстати не удивительно, ибо Босх своими картинами критиковал то общество и его нравы, кое-что высмеивал, кое-что осуждал... Только это никак не в помощь себе. Видеть в других грех или в себе, разные вещи. Одно- к осуждению склоняет, другое к покаянию и борьбе со страстями в себе.