
15 июля 1997-го около сотни человек, вооруженных автоматами, пулеметами и гранатометами, вошли в городок Мапирипан. На плечах у них были черные повязки с белыми буквами AUC. Местные решили, что боевики «Объединенных сил самообороны» прибыли в город, чтобы совместно с расположенной поблизости 12-й бригадой провести операцию против повстанцев из РВСК, скрывающихся в окрестных лесах. Очевидно, именно для похода в сельву бойцы AUC прихватили с собой мачете и бензопилы. Уже к вечеру жители Мапирипана поняли, как они ошибались.
- Спойлер
- В следующие пять дней город превратился в филиал ада. Каждый вечер в 7:30 боевики проводили по улицам колонну связанных по двое колючей проволокой людей. Это были подозреваемые в сочувствии РВСК. После этого всю ночь на главной площади шла безумная оргия — с алкоголем, наркотиками и пытками. Кровь лилась рекой. Подозреваемых подвешивали за ребра на мясные крюки, рубили мачете, отпиливали ноги и руки пилами. Стоявшая неподалеку 12-я бригада, несмотря на отчаянные звонки и даже посыльных, не вмешивалась.
Вскоре то же повторилось в Альто-Найа. Там подозреваемых выстроили на рыночной площади и спросили, знают ли те что-нибудь о партизанах. Отвечавших «нет», разрубали на куски мачете; тем, кто отвечал «да», отпиливали руки, а потом расчленяли. Число погибших в Альто-Найа неизвестно до сих пор: от людей остались лишь куски мяса.
В деревне Бетойес боевики изнасиловали трех девочек, младшей из которых было 11 лет, а у 16-летней беременной вырезали плод и изрубили его. Тела убитых побросали в реку.
Фронтовые 100 грамм крови
Расправы исчислялись сотнями, и ни разу ни военные, ни полицейские не пришли людям на помощь. Более того: в нападении на Бетойес принимали участие солдаты разведбатальона 18-й бригады колумбийской армии — это выяснилось случайно, когда у одного из боевиков сползла наплечная повязка, обнажив шеврон подразделения.
Бездействие военных понятно. AUC была тесно связана с колумбийской армией: солдаты и боевики бок о бок воевали с левыми партизанами, многие отставные офицеры и сержанты после увольнения вступали в ряды ультраправых. AUC даже прозвали «Шестой дивизией» — в дополнение к пяти официальным в армии Колумбии.
Военные охотно свалили на плечи «Сил самообороны» всю грязную работу, которую боевики делали, судя по собственным воспоминаниям, задорно и с выдумкой. В 2008 году один из бывших парамилитарес рассказал журналисту на камеру, как они с друзьями во время одного из рейдов ели человеческое мясо, и про то, как командиры регулярно заставляли их выпивать по стакану крови жертв — ради пущей твердости характера. Проблем с поставками кокаина, судя по всему, у них также не возникало.
Чистильщики

Карлос Кастаньо (справа
Войной в сельве и карательными рейдами боевики AUC не ограничивались. Они считали, что им доверена высокая миссия «очищения общества». Парамилитарес по ночам патрулировали улицы городов, уничтожая бездомных, наркоманов, детей-попрошаек.
Еще одна подработка — ликвидация и запугивание профсоюзных активистов — была одобрена лично Карлосом Кастаньо. Как объяснял лидер боевиков, «мы убиваем их, потому что они мешают людям работать». Есть сведения, что крупные компании, включая Coca-Cola и Drummond Coal, щедро платили за решение проблем на плантациях и шахтах. За руку, впрочем, удалось схватить только банановую корпорацию Chiquita: следователи доказали, что с 1997 по 2004 год компания выплатила AUC 1,7 миллиона долларов, а также бесплатно поставила боевикам 3,5 тысячи АК-47 и четыре миллиона патронов.
И главное — отличаются чудовищной жестокостью. В 2013 году колумбийскую прессу всколыхнула история, рассказанная одним из боевиков «Блок Мета». По его словам, за несколько недель до ареста он и двое его товарищей захватили парамилитарес из конкурирующей группировки «Либертадорес де Вичада». «Мы убили их, разрезали на части и сварили в котелке с томатами и луком», — поведал он. (( Весёлые ребята!!

Полицейские сперва не поверили, но при задержанном нашлись фотографии, на которых кулинарный процесс был запечатлен во всех подробностях.
Но это были сущие мелочи. К 2004 году AUC взяла под контроль 40 процентов всего колумбийского наркотрафика. Для сравнения: бойцы РВСК, к которым в прессе прочно приклеилось прозвище «наркогерильерос», контролировали лишь 2,5 процента. Братья Кастаньо были на короткой ноге со многими сенаторами, гарантировавшим им защиту в обмен на доходы от наркоторговли.
Обещаем амнистию и наше радушие
- Спойлер
- В конце концов правительство спохватилось и осознало, что с «Силами самообороны» надо что-то делать. AUC к тому моменту внесли в список террористических организаций не только ЕС и Канада, но даже США, чьи инструкторы некогда тренировали боевиков. Дошло до того, что отряды AUC устраивали засады на полицейских и военных. К тому же AUC, и без того крупный игрок на наркорынке, запланировала существенное расширение сферы деятельности: один из молодых лидеров боевиков, сын итальянского иммигранта Сальваторе Манкузо, поднял старые отцовские связи и установил тесные отношения с итальянской ндрангетой.
Президент Альваро Урибе выдвинул боевикам ультиматум, требуя сдать оружие в обмен на амнистию. В AUC начался раздрай: часть лидеров решила войти в легальную политику, часть сделала ставку на наркокартели и выступила за продолжение войны. В течение следующих двух лет внутри AUC шли разборки: сперва от рук неизвестного убийцы погиб главный посредник между боевиками и наркокартелями Карлос Маурисио Гарсия по прозвищу Двойной Зеро, один из последовательных противников мирного соглашения. В апреле 2004-го исчез сам лидер группировки Карлос Кастаньо, выступавший за сдачу, — спустя два года выяснилось, что его убил собственный брат Висенте. В преддверии капитуляции командиры среднего звена принялись делить деньги, выгораживать себя и обвинять конкурентов в связях с наркомафией. Перестрелки между отрядами AUC стали обычным делом.
Кое-кто, возможно, решил поискать счастья за границей: в августе 2004-го спецслужбы Венесуэлы арестовали 126 колумбийцев. Некоторые из них на допросах признались, что они — боевики AUC и их наняла венесуэльская оппозиция для переворота и свержения президента Уго Чавеса. Скандал в итоге замяли, Чавес и Урибе заверили друг друга в вечной дружбе, а спустя три года колумбийцев помиловали и отправили на родину.
Три тысячи боевиков AUC, не сложивших оружия, раскололись на кланы и группировки — «Черные орлы», «Лос Растрохос», «Лос Гайтанистас», «Блок Мета», ERPAC и множество других. Их общая численность, по подсчетам колумбийской полиции, уже превысила 15 тысяч.
Это новое явление в колумбийской жизни — боевые отряды и наркокартели в одном лице, как правило, не особо большие, тесно связанные с местными политиками и бизнесом (а многие и с военными), хорошо вооруженные и агрессивные. Они то ведут между собой непримиримую борьбу, то вступают в скоротечные альянсы, налаживают связи с мексиканскими наркокартелями и потребителями в Европе.
Добавлено спустя 22 часа 4 минуты:
*****