Нужно ли менять образование?

Список разделов Главное Воспитание

Описание: Теоретические и практические вопросы воспитания детей, родителей и друг друга.

Куратор темы: Сью

#1 Сью » Ср, 30 января 2019, 0:49

Вот такая статья:
Спойлер
Сейчас буду замахиваться на святое: то, что должен знать каждый образованный человек. Я имею в виду программу средней школы, причём именно базовую, то есть то, что полагается изучать всем — и физикам, и лирикам. Ценность значительной части этой программы не то чтобы равна нулю, но очень низка.

Химические свойства сульфатов, климатические условия Индокитая, проблемы нравственности в творчестве Тургенева, формула синуса двойного угла, признаки отряда непарнокопытных — всё это вы изучали в школе. Среди моих читателей немало окончивших школу с медалью. Вы всё это знаете? У меня была золотая медаль, но я не помню и половины. Что-то может стать профессиональной специализаций, ещё что-то — сферой любительского интереса, но большая часть всего этого — балласт.

Часто говорят, что школа учит учиться, прививает прилежание. Я сейчас даже не стану обсуждать, какие именно подходы к учёбе и вообще труду закладывает типичная школа — списывать, работать на оценку, «сдать и забыть», делать всё в последнюю ночь, заниматься не тем, что интересно, а тем, что спустили сверху.

Меня сейчас волнует другой аспект. Ведь если школа — это всего лишь тренировка самого процесса, то с этой точки зрения не очень-то важно, что именно изучать. Тогда почему именно это? Если уж мы принимаем постулат о том, что детям просто необходимо провести не меньше десяти лет жизни, что-нибудь изучая, то, может быть, мы можем выбрать то, что принесёт максимальную пользу?

Вот мои кощунственные предложения. Большинство предметов, изучаемых сейчас в старших классах, нужно безжалостно урезать. Физику, химию, биологию, географию объединить в предмет «естествознание», где давать лишь основы всего. Убрать из курса математики основы матанализа — всё равно в отрыве от физики никто не понимает, зачем это нужно и в чём смысл нахождения площадей под какими-то графиками. Убрать из курса литературы книги, которые можно оценить по достоинству, когда тебе 30-40 лет, а таких там чуть ли не большинство. В общем, много чего сократить. Я не против всевозможных классов с углублённым изучением, скажем, физики для тех, кому это интересно, и у кого получается. Я сейчас говорю об обязательном минимуме для всех, то есть о том, сколько физики должны знать «гуманитарии», и сколько истории — «математики».

Скажете, каждый образованный человек должен знать то, на что я тут покушаюсь? А почему именно это? Сейчас я вам перечислю несколько других вещей, которые хорошо бы знать образованному человеку, но которые в школьную программу почему-то не входят. Об этом вторая часть моих кощунственных предложений: что же преподавать в школе вместо всего перечисленного.

Во-первых, основы психологии. Взрослые, образованные люди должны уметь называть свои эмоции, распознавать эмоции других, знать, что такое манипуляции и уметь им противостоять, понимать, что такое личные границы, обесценивание, созависимость. Всё это очень полезно вне зависимости от того, интересуется подросток математикой или литературой.

Во-вторых, основы экономики. Взрослые, образованные люди должны понимать, откуда берётся зарплата, что такое налоги, уметь выполнять расчёты с процентными ставками, понимать в общих чертах, как устроены лотерея, финансовая пирамида, коммерческий банк, акционерное общество. Опять же, жить в мире, приводимом в движение экономикой, придётся всем без исключения.

В-третьих, нужно сильно расширить и разнообразить программу уроков труда. Взрослые, образованные люди обоих полов должны уметь вешать полочки на стены из различных материалов, готовить разнообразную здоровую пищу, знать, как стирать одежду из хлопка или шерсти, как сделать, чтобы не капало из крана, и уметь пришивать пуговицы. Всем полезно? Всем, у кого нет прислуги.

В-четвёртых, нужно культивировать умение работать с информацией. Взрослые, образованные люди должны знать, как проверять факты, как распознавать надёжные источники, уметь находить и читать научные публикации, делать и пользоваться рефератами (очень жаль, что нынешняя школа девальвировала реферат до ругательного слова, означающего «текст, который скачивают и сдают преподавателю для галочки»), понимать, чем колонка редактора отличается от пресс-релиза, а диссертация — от научно-популярной книги, распознавать когнитивные искажения (это вообще отдельная большая тема). Мир был бы совсем иным, если бы все владели этими основами.

В-пятых, английский язык (именно английский, а не какой-то другой) нужно преподавать так и в таком объёме, чтобы для выпускника школы не было проблемой поехать учиться на английском языке в иностранный вуз, вести деловую переписку, не говоря уже о таких пустяках, как заселение в гостиницу. Это вполне реально и во многих странах Европы осуществляется на практике. В XXI веке это полезно всем без исключения.

А как вы считаете, что полезно знать и уметь выпускникам школы? Что бы вы добавили в школьную программу, а что исключили из неё?

Вкратце, в школе даётся много лишней информации, которая в большинстве случаев не пригодится в жизни, предлагается её сократить и заменить на что-то другое, более нужное и современное.

А вы с этим согласны?

У меня сложилось в процессе чтения следующее мнение: сокращать программу нельзя, несмотря на то что написанное кажется разумным и на первый взгляд совершенно правильным. Почему, потому что детское сознание и так устроено увиливать и избегать лишней нагрузки. И если им ещё и программу облегчать, никто по доброй воле себя нагружать не станет.
С новыми знаниями по психологии и экономике тоже вряд ли хорошая идея - чем-то жизненно необходимым и так все будут сами интересоваться.

Ну и ещё вопрос, как бы вы изменили школьную программу, если бы у вас была такая возможность?
Сью
Автор темы
Аватара
Откуда: Евпатория
Сообщения: 11644
Темы: 116
С нами: 14 лет 6 месяцев


Re: Нужно ли менять образование?

#161 talis » Чт, 31 января 2019, 1:12

Autumn Lover писал(а):
Золотая Рыбка писал(а):вам становилось плохо в кабинете биологии при виде скелета кошки? Или чьего- то сердца в формальдегиде?
У вас были скелеты кошек в кабинете биологии? И сердце в формальдегиде?

У нас были.

Мне нравилось в школе и нравилось учиться. Но мне реально плохо и неприятно становилось в кабинете биологии при виде скелетов (у нас были человеческие), засушенных трупиков животных, разных чучел птиц и внутренностей в банках :vom: :vom: :vom:
Всё, что ни делается, всё к лучшему.
talis F
Отзывчивость года
Аватара
Сообщения: 5352
Темы: 3
С нами: 11 лет 6 месяцев

Re: Нужно ли менять образование?

#162 Золотая Рыбка » Чт, 31 января 2019, 1:15

Autumn Lover писал(а):
Золотая Рыбка писал(а):вам становилось плохо в кабинете биологии при виде скелета кошки? Или чьего- то сердца в формальдегиде?
У вас были скелеты кошек в кабинете биологии? И сердце в формальдегиде?
естественно :smile:
В самой обычной школе.
Недавно заходила в гимназию. У них замечательный кабинет биологии. Учитель биологии молодой, лет 30. Чего там только нет!!! Как зоологический музей. Вот это учитель, да....с такой любовью, энтузиазмом относится к работе. Я была около семи. Он еще работал в кабинете, что то проверял.
Последний раз редактировалось Золотая Рыбка Чт, 31 января 2019, 1:19, всего редактировалось 1 раз.
Золотая Рыбка

Re: Нужно ли менять образование?

#163 Autumn Lover » Чт, 31 января 2019, 1:17

talis писал(а):Вообще-то, за такое и посадить можно было. Это же реально очень опасно.
И отравления смертельные от вдыхания паров, и взрывы могли бы быть.
Странно, что никто из учеников не сказал родителям.
Вам всем очень-очень повезло.
Да все выпали в осадок, лабораторная закончилась сразу. Химичка наорала, что надо было технику безопасности соблюдать, но было видно, что она испугана и не в себе. Но как-то все быстро пришли в себя, может, потому, что никто реально не пострадал. Но когда я дома маме рассказала, она просто в шоке была.
А так, других инцидентов у нас больше не случалось.Но все равно, меня напрягали всякие опыты. И у нас не было никаких средств защиты. Так смотришь американские фильмы, там школьники в халатах, перчатках, а то и очках защитных. А у нас все голыми руками.
Autumn Lover

Re: Нужно ли менять образование?

#164 Autumn Lover » Чт, 31 января 2019, 1:19

Золотая Рыбка писал(а):естественно
В самой обычной школе.
У нас был только скелет. :grin:
А так, некорректно ваше сравнение (если оно имело место быть) между концентрированной кислотой и биологическими экспонатами, которые не представляют опасности для жизни.

Добавлено спустя 49 секунд:
talis писал(а):у нас были человеческие
У нас тоже был человеческий скелет, но над ним все ржали. :grin:
Autumn Lover

Re: Нужно ли менять образование?

#165 Золотая Рыбка » Чт, 31 января 2019, 1:20

Autumn Lover писал(а):
Золотая Рыбка писал(а):естественно
В самой обычной школе.
У нас был только скелет. :grin:
А так, некорректно ваше сравнение (если оно имело место быть) между концентрированной кислотой и биологическими экспонатами, которые не представляют опасности для жизни.
Так я и спросила, не было ли вам плохо. Talis вот было....
Золотая Рыбка

Re: Нужно ли менять образование?

#166 Autumn Lover » Чт, 31 января 2019, 1:22

Золотая Рыбка, нет, мне такое пофиг, особенно скелеты. А если даже неприятно что-то, я не рассматриваю просто.
Но вот если бы мы делали какие-нибудь опыты на лягушках, то я бы отказалась. Я всегда отказывалась в школе делать то, что мне казалось опасным или неправильным.
Autumn Lover

Re: Нужно ли менять образование?

#167 Золотая Рыбка » Чт, 31 января 2019, 1:24

Autumn Lover писал(а):Золотая Рыбка, нет, мне такое пофиг, особенно скелеты. А если даже неприятно что-то, я не рассматриваю просто.
Но вот если бы мы делали какие-нибудь опыты на лягушках, то я бы отказалась. Я всегда отказывалась в школе делать то, что мне казалось опасным или неправильным.
да и правда....жизнь вообще иногда такая опасная, не надо ее делать :yes:
Золотая Рыбка

Re: Нужно ли менять образование?

#168 Autumn Lover » Чт, 31 января 2019, 1:25

А чучела птиц и скелеты у нас были также в художественной школе. Мы их рисовали. :grin:
Autumn Lover

Re: Нужно ли менять образование?

#169 Autumn Lover » Чт, 31 января 2019, 1:26

Золотая Рыбка писал(а):жизнь вообще иногда такая опасная, не надо ее делать
Если вам нравится делать что-то подобное, то ваше право.
Autumn Lover

Re: Нужно ли менять образование?

#170 talis » Чт, 31 января 2019, 1:35

Когда-то мы были в Питере и зашли в зоологический музей (если я ничего не путаю).
Там все залы были заполнены этими чучелами разных животных и птиц из разных климатических и географических зон в окружении соответствующей флоры.

Я не смогла пройти там до конца даже одного зала, вышла.
Очень тяжелая атмосфера создается этими чучелами и проспиртованными трупиками.
Всё, что ни делается, всё к лучшему.
talis F
Отзывчивость года
Аватара
Сообщения: 5352
Темы: 3
С нами: 11 лет 6 месяцев

Re: Нужно ли менять образование?

#171 Brittany » Чт, 31 января 2019, 9:24

:smile: Весьма примечательно, что те мои одноклассники (а также из параллельного), которые были двоешниками-троешниками,впоследствии сделали себе
карьеру,
а бывшие круглые отличники перебиваются с хлеба на квас и двое умерли от алкоголизма.
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 71623
Темы: 351
С нами: 19 лет 1 месяц
О себе: июль

Re: Нужно ли менять образование?

#172 nicely » Чт, 31 января 2019, 9:59

Brittany писал(а):бывшие круглые отличники перебиваются с хлеба на квас и двое умерли от алкоголизма.
Потому что способности - это большее счастье, чем деньги. Я так думаю. Я и сама такая же отличница (я просто считаю, что передо мной стоят другие цели, чем заработок денег), но не все отличники такие как я.
nicely

Re: Нужно ли менять образование?

#173 Brittany » Чт, 31 января 2019, 10:02

nicely писал(а):
Brittany писал(а):бывшие круглые отличники перебиваются с хлеба на квас и двое умерли от алкоголизма.
Потому что способности - это большее счастье, чем деньги. Я так думаю. Я и сама такая же отличница (я просто считаю, что передо мной стоят другие цели, чем заработок денег), но не все отличники такие как я.
Какие способности? Получается,что только школьные.
А заработок необходим, чтоб детей вырастить.
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 71623
Темы: 351
С нами: 19 лет 1 месяц
О себе: июль

  • 1

Re: Нужно ли менять образование?

#174 КарданныйВал » Чт, 31 января 2019, 10:42

Так вот получается не решен вопрос, зачем нужна школа. Базовые знания - ок, передержка - ок. Всё?
К советским временам у меня уважение за то что была цель - получить инженеров. Там хотя бы определённость. Миллионы детей проворачивались, и на выходе из способных получались тысячи инженеров. Пусть это и дало побочные эффект потом, но зато была цель.
Сейчас цель немного потеряна. А образовательные технологии значительно выросли, более того, опять таки общаясь с психологами, узнаю что открытия совершаются буквально на глазах, сейчас есть то что пять лет назад не было. Я не могу конкретику сказать так как в этом не разбираюсь, но по крайней мере знаю об этом.
Так же я вижу по пишущим здесь что есть диссонанс. С одной стороны мне пишут да ты что, как такое предлагать можно, с другой весело обсуждаем кому что не пригодилось из школьных знаний. То есть понимания того что нужно что то менять не возникло.
Ну и конечно переход на личности, дескать у меня была школа какая то плохая, вот я тут и возмущаюсь. Нет ребята, школа у меня была обычная, я был средним учеником в классе, просто люблю задумываться и анализировать.

Добавлено спустя 12 минут 6 секунд:
Возьмем стул. Дадим ребёнку задание сделать красивый стул.
Навыки работы с инструментом нужны? Нужны (уроки труда)
Умение проектировать нужно? (черчение), конечно нужно.
Геометрия, с математикой нужна? Да.
Изобразительное искусство? Да, нужно, надо полачить стул, красиво разрисовать его.
А если сделать команды по двое? Это социализация, только не как на перемене, кто первее пнёт и лучше обзовёт, а это сотрудничество, уступки, договорённости.
И на выходе продукт, который можно пощупать руками. Причем сделанный не абы как, а по инженерным канонам, и имеющий художественную ценность.

Одним стулом мы закрываем 5 потребностей. А сейчас отдельно рисуют, отдельно какую нить деревяшку стругают, тройку по геометрии схватил, ну за то иванова новым матерным словом на переменке обозвал. База говорите?
Почему люди которые точно дифференцирование проходили, и четверку может даже имели, берут микрокредиты, не умеют договариваться, собеседоваться, разводятся через год?
База в школе подкачала?
КарданныйВал
Аватара
Сообщения: 8260
Темы: 22
С нами: 10 лет 1 месяц

Re: Нужно ли менять образование?

#175 Марфа_М » Чт, 31 января 2019, 11:02

КарданныйВал писал(а):
Одним стулом мы закрываем 5 потребностей. А сейчас отдельно рисуют, отдельно какую нить деревяшку стругают, тройку по геометрии схватил, ну за то иванова новым матерным словом на переменке обозвал. База говорите?
Почему люди которые точно дифференцирование проходили, и четверку может даже имели, берут микрокредиты, не умеют договариваться, собеседоваться, разводятся через год?
База в школе подкачала?


КарданныйВал, да потому что вожделение, жажда удовольствий, способность/неспособность переносить душевную боль никак напрямую с академическими знаниями не связана. Странный какой-то вопрос даже.

Добавлено спустя 5 минут 36 секунд:
Это всё равно что спросить -почему тот, у кого пятерка по географии, не станет обязательно командиром в бою.
Детства моего чистые глазенки
Марфа_М F
Аватара
Сообщения: 64327
Темы: 112
С нами: 17 лет 7 месяцев

Re: Нужно ли менять образование?

#176 КарданныйВал » Чт, 31 января 2019, 11:14

Марфа_М писал(а):КарданныйВал, да потому что вожделение, жажда удовольствий, способность/неспособность переносить душевную боль никак напрямую с академическими знаниями не связана. Странный какой-то вопрос даже.
То есть в самое ценное в плане впитывания опыта время человека мы запихиваем в него академические знания? Причем самым уродливым способом (домашними заданиями, страхом двойки)?
Наша цель - академики. Пофиг что 0,01% станет учеными. Мы сделали всё что могли.
КарданныйВал
Аватара
Сообщения: 8260
Темы: 22
С нами: 10 лет 1 месяц

Re: Нужно ли менять образование?

#177 tatpit » Чт, 31 января 2019, 11:19

Brittany писал(а):Весьма примечательно, что те мои одноклассники (а также из параллельного), которые были двоешниками-троешниками,впоследствии сделали себе
карьеру,
Воот...а ты упустила такую возможность стать двоешницей..
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Аватара
W
Сообщения: 27839
Темы: 124
С нами: 15 лет 7 месяцев

Re: Нужно ли менять образование?

#178 КарданныйВал » Чт, 31 января 2019, 11:21

Brittany писал(а):что те мои одноклассники (а также из параллельного), которые были двоешниками-троешниками,впоследствии сделали себе
карьеру,
а бывшие круглые отличники перебиваются с хлеба на квас и двое умерли от алкоголизма.
странно, ведь отличники должны были научиться учиться, развить свои мозги.. (тег сарказм)...
КарданныйВал
Аватара
Сообщения: 8260
Темы: 22
С нами: 10 лет 1 месяц

Re: Нужно ли менять образование?

#179 Ярогор » Чт, 31 января 2019, 11:24

Марфа_М писал(а):КарданныйВал, да потому что вожделение, жажда удовольствий, способность/неспособность переносить душевную боль никак напрямую с академическими знаниями не связана. Странный какой-то вопрос даже.
Не вижу ничего странного.
Ярогор M
Аватара
W
Откуда: Україна
Сообщения: 30041
Темы: 76
С нами: 18 лет

Re: Нужно ли менять образование?

#180 Dejаneiroff » Чт, 31 января 2019, 11:26

КарданныйВал, вычитал недавно где-то - одно из следствий научно-технического прогресса (нтп)- обесценивание труда наших бабушек и дедушек. Т.е. если в ср. века из поколения в поколение передавали кольчужку, то сейчас ...думаю понятно, что речь в разрезе нтп, элитные квартиры не считаем.
Можно предположить, что наш труд еще при нашей жизни обесценится. ( детки лет через 30, будут себе дома на 3д принтерах распечатывать)))

В союзе была очень низкой производительность труда. Следствием это было или причиной - существовала База, страна выпускала миллионы инженеров, из которых настоящими становились тысячи, которые все равно проиграли конкуренцию западному стандарту.

к чему... - Можно сказать, что инженерное образование в ссср было не специализацией, а базой.
Что сейчас - Как быстро нынешняя специализация превращается в базу?
Программирование на ( каких-то там) языках - это все еще специализация, или уже - база?
И какую выбирать стратегию - чтобы не подцепить ученика под специализацию, которая даже базой не станет....

ЗЫ...я в техникуме изучал перфокарты....дааа
Вам только кажется, что вы хотите больше знать. Зная всю правду, вы захотите многое забыть.© Дмитрий Гринберг
Dejаneiroff
Аватара
Сообщения: 22223
Темы: 53
С нами: 13 лет 8 месяцев

Пред.След.

Вернуться в Воспитание

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя