Есть ли Бог?

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум просто Сони

Модератор: просто Соня

Куратор темы: просто Соня

#1 просто Соня » Пт, 17 марта 2017, 5:38

Есть ли Бог?
(О существовании Бога, Души, а также реальности и нереальности мира и нашего его восприятия вообще;
и о несовместимости представлений буддизма и других религий
в частности.
Это весьма общее /ко многому применимое/ размышление.
А если коротко - буддизм или адвайта.)

"Противоположностью глубокой истины может быть другая глубокая истина."
(Померанц; цитата из Нильса Бора)
//Соня, Есть ли Бог?//
Попробую перевести вопрос (Есть ли Бог?):
Является ли предельная Реальность
/скептик может, коль угодно, вполне считать ее предельной психологической реальностью/ -
Чем-то? или Ничем?
Мое глубинное убеждение, что речь идет о верных и адекватных видениях одной и той же невместимой реальности. Сейчас поясню.
Притча о слоне (если отнестись к ней снисходительно и с пониманием) весьма точна:
Можно верно и точно толковать о цвете, который есть несомненная реальность.
А можно еще более проницательно указывать на то, что цвет - это иллюзия нашего сознания, так своевольно интерпретирующего эл-магнитные колебания.

И дело вовсе не в том, "кто правее". Для меня важнее прикосновение к тому уровню восприятия реальности, который отображает тот или иной взгляд.
Когда при останове мира Кастанеда видит явленное бытие как игру энергетических потоков,
это не делает "иллюзию" нашего обычного восприятия менее реальной.
Однако же есть иерархия холонов... : (мистик может видеть реальность как обыденную, а обыватель доступную мистику реальность - нет).
Другими словами, различия описаний часто говорят не о противоречиях, а о разных уровнях сознания.
Высшие же его уровни и вовсе неописуемы. Они вне категорий пространства и времени, в которых только и существует не только наш язык, не только наше мышление, но и само восприятие.
Когда вся вечность умещается в единый миг, а все мироздание - в не имеющей размерах точке.
Это и есть Бог.

Моя подпись к картинке: большие истины трудноуловимы
Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Чт, 9 февраля 2023, 6:14, всего редактировалось 13 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7899
Темы: 378
С нами: 14 лет 8 месяцев
О себе: искатель


Re: Есть ли Бог?

#21 просто Соня » Пт, 16 марта 2018, 20:59

потому что 99,9999% ваших читателей воспользуются тем смыслом слова который им понятней.
А как быть с читателями Тиллиха?
(с его новаторским определением Бога как смысл)

Ну и со мной - тож :)
Бог есть Дао. Религия есть йога.
Если люди имеют об этих (не 2х, а всех 4х) словах свои "привычные" представления, то им либо:
- надо ознакомиться с весьма авторитетной литературой, на которой я основываюсь
/частично отсюда и выписки: о чем писано в "Никто не умеет со мной поговорить" - нет общего языка, - "читателя, Конфуция, врача!"/
- надо просто научиться меня понимать: что весьма несложно. А кому-то будет и интересно :smile:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Тиллих,_Пауль
Последний раз редактировалось просто Соня Чт, 6 июля 2023, 12:56, всего редактировалось 2 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7899
Темы: 378
С нами: 14 лет 8 месяцев
О себе: искатель

Re: Есть ли Бог?

#22 Дмитро » Пт, 16 марта 2018, 21:08

Весело наверное сам с собой тут говорить :-D
Любить и дарить свою любовь - это счастье.
Свобода - это возможность дарить свою любовь.
Любовь - это то, что нас всех объединяет.
Дмитро M
Аватара
Откуда: Новороссия, Донецк.
Сообщения: 3786
Темы: 47
С нами: 20 лет 5 месяцев
О себе: диагност

Re: Есть ли Бог?

#23 просто Соня » Пт, 16 марта 2018, 21:22

\\Весело наверное сам с собой тут говорить :-D \\

Вам веселее было бы, чтоб я обозначала неизвестных вам собеседников
их (ничего для вас не значащими) именами?
Интересные диалоги с других площадок приводятся здесь для тех, кто желал бы присоединиться к беседе.
А нет - так просто молча ее послушать. Кому интересно, разумеется. :)
Последний раз редактировалось просто Соня Пт, 2 июля 2021, 21:20, всего редактировалось 4 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7899
Темы: 378
С нами: 14 лет 8 месяцев
О себе: искатель

Re: Есть ли Бог?

#24 просто Соня » Пт, 16 марта 2018, 21:24

((Соня: В "теистической системе" иудаизма разделение на Gott и Gottheit всячески избегают. Так, Э(А)йн Соф как Gottheit, можно сказать, не выделяется из Древа сефирот (в смысле: хоть и неслиянно, но и нераздельно). ))
//минутку. сфирот уже появляются после цимцум//
Опяяять: это же все жесткие гностические схемы!
Айн Соф, можно сказать, есть пуповина, связывающая с цимцум!
((Соня: Опяяять: это же все жесткие гностические схемы!))
//Это дефиниции.//
Айн Соф есть пупок Бога в явленном (пусть и высшем) мире.
//"Эйн Соф, Эн Соф (ивр. ‏אֵין סוֹף‏‎, «бесконечность»; лат. En Sof[1]; En-Sof[2]; En-sof[3]) — в каббале[4] обозначение Бога, отражающее его мистичность и непознаваемость вне связи с миром. Прочие имена Бога выражают его отношение с сотворённым миром." Хотя естественно разные каббалисты могли играть словами по своему
и сфирот описывают именно связь Бога с творением а не " в себе"//

Ну, а я про Айн Соф что говорю?
Да, но ни Дао, ни йога у меня тоже не загнаны ни в какое стойло.
Последний раз редактировалось просто Соня Сб, 3 июля 2021, 4:09, всего редактировалось 3 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7899
Темы: 378
С нами: 14 лет 8 месяцев
О себе: искатель

Re: Есть ли Бог?

#25 просто Соня » Пт, 16 марта 2018, 21:26

//...//
Ну так замечательно! Ваш Бог - даже не ишвара. А просто теистический Бог.
/Ишвара - творец, но не Творец этого мира. Мир не единственен (как в теории струн); и свой (реальный!) собственный мир может творить каждый йог, достигшей стадии бога/.
Ишвара, в моем понимании - где-то между теистическим Богом и йодамом.

Говоря йога, я имею в виду всю совокупность йог (как в "Золотой книге йоги" Шивананды).
Кто полагает йогой лишь хатха-йогу и настаивает на этом, - не хочу нести за него ответственность.
И так со всем остальным.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7899
Темы: 378
С нами: 14 лет 8 месяцев
О себе: искатель

Re: Есть ли Бог?

#26 просто Соня » Пт, 16 марта 2018, 21:44

С разными собеседниками приходится говорить на разных языках. А потому пользоваться хорошо известными им словами и понятиями, которые для других могут оказаться малознакомыми. Ах, чтоб мы все делали без гугла?! :)
---------------------
//причём заметьте, вы при этом хотите ответа на вопрос//
((Соня: Является ли предельная Реальность *можно, коль угодно, вполне считать ее предельной психологической реальностью*
Чем-то? или Ничем?​))
/

Что-то мне кажется, вы делаете ее "чем-то". Хотя бы на вербальном уровне.
Вы ж столько раз читали; "по ту сторону слов, понятий, концепций и концептуального (понятийного) мышления вообще!"

Йога как дао, метод, может, конечно, включать в себя что угодно.
и обратно? что угодно может рассматривать как йога?
Ну слушайте: ну там же перечислено! Есть вполне определенный классический набор йог (хоть их и не одна дюжина).
Но это не значит, что нет (или не может возникнуть) других.
Дао есть "путь без пути".
Потому православных монахов и спрашивают "как спасаешься" (какова твоя йога?)
И ответы бывают самые разные; в том числе - самые забавные.
Последний раз редактировалось просто Соня Пн, 15 июля 2024, 16:04, всего редактировалось 5 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7899
Темы: 378
С нами: 14 лет 8 месяцев
О себе: искатель

Re: Есть ли Бог?

#27 просто Соня » Пт, 16 марта 2018, 21:51

((Соня: Есть вполне определенный классический набор йог (хоть их и не одна дюжина). ))
//он включает весь набор религиозных практик известных человечеству?
даже скажем так "формальных религиозных практик" ?//

Не думаю. Видимо, он не включает в себя даже весь набор эффективных (то есть, доводящих "до конца") практик.
я б сказала - много шире "формальных религиозных практик".
Но йоги во многом перекликаются. Хоть "йога света" (джёти-йога) и не похожа на "йогу звука" (нада-йога).
И Будда его многочисленные бодхисатвы давали отчет (недавно публиковала выписки) о том как (благодаря практикам на каких элементах и пр.) они "спасаются".
Последний раз редактировалось просто Соня Сб, 3 июля 2021, 4:14, всего редактировалось 2 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7899
Темы: 378
С нами: 14 лет 8 месяцев
О себе: искатель

Re: Есть ли Бог?

#28 просто Соня » Пт, 16 марта 2018, 21:53

так, возможна ли религиозность без йоги и йога без религиозности?
Да. религиозность без йоги возможна. Но неэффективна.
Йога без религиозности невозможна.
Ибо ставит перед собой определенную высшую цель.
Собственно, уж сказала: йога вСС - в смысле Сони - есть "религиозность" вСС.
Религиозность в узком, привычном смысле - это весьма ослабленный и мало действенный вариант бхакти-йоги.

В более сильном виде - практикуется (эффективное) поклонение.
Тогда это 1я стадия гуру-йоги.
Причастие есть (лишь потенциально, как и все другое) - 2я и 3я стадии гуру-йоги.
Последний раз редактировалось просто Соня Сб, 3 июля 2021, 4:15, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7899
Темы: 378
С нами: 14 лет 8 месяцев
О себе: искатель

Re: Есть ли Бог?

#29 просто Соня » Сб, 17 марта 2018, 0:04

А если йог заявляет что он не религиозен, значит
он не пользуется Ишварой
(предполагается, {и столь же яростно опровергается}, что система Патанджали как раз-то без Ишвары и обходилась; и лишь потом поклонение и сам Ишвара были добавлены в силу их высокой действенности)

Но это не значит, что у него нет определенной цели, стремления, Смысла его занятий.

Другой вопрос: что осознаваемая цель - все равно концептуальная морковка перед осликом, бегущим к внеконцептуальной цели.
Так что, в принципе, не важно: если ли жизнь на Марсе и верит ли йог в бога. И вообще как он представляет цель своей практики.
Движение - все, цель - ничто.
(поскольку ничего, кроме концептуальной морковки целью ослика быть все равно не может)

Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Чт, 6 июля 2023, 13:04, всего редактировалось 2 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7899
Темы: 378
С нами: 14 лет 8 месяцев
О себе: искатель

Re: Есть ли Бог?

#30 просто Соня » Сб, 17 марта 2018, 0:09

Конечно, при слове "религия" в уме встает некая обрядовая система. Но что же делать? Как обозначить одним общим словом стремление к реализации своего предощущаемого потенциала, к выходу за пределы обыденного существования?
Видно дело в том, что в юности обильно начиталась Ошо (да и теперь с удовольствием его почитываю). А вот Ошо-то и употребляет слово "религия" в этом общем означенном смысле.
Имхо, если порой вставлять помету ("религия" вСС: в смысле Сони), особой путаницы все же не возникнет.
В конце концов, это не единственное слово, употребляемое в разных своих значениях.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7899
Темы: 378
С нами: 14 лет 8 месяцев
О себе: искатель

Re: Есть ли Бог?

#31 просто Соня » Сб, 17 марта 2018, 10:08

//Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого. Мф 5:37//

Нечёткая логика* ;) (это я стараюсь примазаться к науке)
Есть области (они-то мне и интересны), где понятия плавятся до плазмы;
перетекают друг в друга.

Скажем, истина, добро и красота - вполне себе различные категории.
Как красивый и китайский.
Но Истина, Добро и Красота - уже обладают некой триипостасностью;
то есть чем ближе к вершине (пирамиды), тем условнее перегородки.

Так плазма (и выше) плавит структуры, кристаллические решетки...
При этом сущность не размывается; а концентрируется и обнажается.

Подобно этому сминают дефиниции и оппозиции коаны дзен..

------
*) https://ru.wikipedia.org/wiki/Нечёткая_логика

Изображение

Изображение

========
2

Так о чем тогда говорил Иисус?
//...Зачем тогда Иисус говорит (Мф. 5, 37): "Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого"?//
Действительно. Зачем?
(Подсказка: см. контекст).
Вы поняли, что здесь речь совершенно о другом?
В противном (поверхностному читателю) случае непонятно,
почему сам Он не придерживался сего принципа.
Грубого
(растаптывающего такую живую и такую диалектически самопротиворечивую ткань жизни;
сам многоцветный ее ковер)
высокомерного в своем самоуверенном догматизме
и совершенно антиталмудическом
т.е. несовместимым с синтаксисом (подходом, речью, парадигмой мышления)
самого Иисуса.
И поныне любой интервьюируемый,
как и любой разумный человек,
на вопрос журналиста предполагающий простое "да" или "нет"
обычно отвечает: "Смотрите: ..."
Давая при этом значительно более адекватный ответ,
отрицающий любое убогое упрощенчество.
Так каков же контекст НЗ? :wink: :cool:
Последний раз редактировалось просто Соня Ср, 12 февраля 2025, 8:54, всего редактировалось 6 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7899
Темы: 378
С нами: 14 лет 8 месяцев
О себе: искатель

Re: Есть ли Бог?

#32 просто Соня » Сб, 17 марта 2018, 11:56

Дефиниции - это инструмент для ведения дискуссии и рассуждения. Если они не сделаны, дискуссия становится бессмысленной. Как и любое рассуждение в принципе. То есть ты либо рассуждаешь и дискутируешь и тогда изволь сначала исправить имена, либо... просто не рассуждай и не дискутируй. (говорю не в повелительном смысле)
Есть более нейтральная категория: высказывание :yes:
Оно может быть и невразумительным.
Каждая птица поет своим голосом.
Включая ворону. :crazy:

Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Чт, 6 июля 2023, 21:26, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7899
Темы: 378
С нами: 14 лет 8 месяцев
О себе: искатель

Re: Есть ли Бог?

#33 просто Соня » Сб, 17 марта 2018, 12:38

Есть высказывание, есть, скажем, поэзия.
Но вы-то, Соня, вступаете в дискуссию. Или нет? )

Иногда высказывание это просто высказывание ;) (с)

Рецептура большинства моих постов проста:
Некий раздражитель* побуждает к высказыванию.
--
*) часто не именованный и даже не цитируемый
(если мое ответное высказывание того прямо не требует).

Тащится же это сюда со сходной целью:
если мое высказывание послужит для кого-то раздражителем
и тем сподвигнет его на высказывание уже свое
(уточняющее, опровергающее, сопутствующее и пр.)
- то итоговый контент форума может получить содержательное приращение.

Потому и предложила назвать весь креативный раздел (сиречь, опричь конспектов) - "Сонины дерзости".
То есть высказывания, тем или иным боком
(своей шероховатостью, приблизительностью, равно как и обсуждаемыми выше свойствами)
могущие спровоцировать ту или иную реакцию.

Ежели ж нет, - пусть они так и повисают занозистыми шипами шиповника,
способными зацепить стороннего прохожего и побудить его зарегаться на огонек,
чтоб утереть мне нос, вправить мозги, поставить с головы на ноги
или откликнуться еще каким неведомым образом.

Не исключено, что среди таких физиотерапевтов и лекарей со своими лекалами
могут оказаться и интересные для форума личности.
Последний раз редактировалось просто Соня Вт, 6 июля 2021, 3:37, всего редактировалось 2 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7899
Темы: 378
С нами: 14 лет 8 месяцев
О себе: искатель

Re: Есть ли Бог?

#34 просто Соня » Сб, 17 марта 2018, 12:49

Прежде писала:

Мое впечатление от собственных тем: не то, чтобы они что-то объясняют или проясняют.
В идеале, они могут вызвать встречные мысли, ответы, идеи, которые могут оказаться новыми, важными и значащими для самого пишущего.
То есть, смысл любой темы - надежда на приращение смысла, на рождение новых смыслов.
Это подобно тому, как в конце органного концерта органисту из зала подают записки с предложениями тем для импровизаций. Важным в таком случае является не развитие самой темы автором записочки (Сони),
а готовность органиста импровизировать.
В этом случае, вариации на тему "чижик-пыжик" могут оказаться не менее интересными, чем вариации Брамса на "тему Гайдна" (которая, как выясняется, является полным недоразумением), Таллиса или каприса Паганини.
Органист вполне волен найти в теме творческий импульс или просто выбросить записочку в помойку.
Последний раз редактировалось просто Соня Чт, 6 июля 2023, 21:29, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7899
Темы: 378
С нами: 14 лет 8 месяцев
О себе: искатель

Re: Есть ли Бог?

#35 Дмитро » Сб, 17 марта 2018, 13:35

просто Соня писал(а):Вам веселее было бы, чтоб я обозначала моих неизвестных вам собеседников
их (ничего для вас не значащами) именами?
Интересные диалоги из других форумов приводятся здесь для тех, кто желал бы присоединиться к беседе.
Или просто молча ее послушать.
Вот это поворот. Т.е. тут или раздвоение личности и чел сам с собой но об этом не знает, или все участники под одним ником. А можно узнать сколько всего участников тут под одним ником пишут?
Любить и дарить свою любовь - это счастье.
Свобода - это возможность дарить свою любовь.
Любовь - это то, что нас всех объединяет.
Дмитро M
Аватара
Откуда: Новороссия, Донецк.
Сообщения: 3786
Темы: 47
С нами: 20 лет 5 месяцев
О себе: диагност

Re: Есть ли Бог?

#36 Meчтатель » Сб, 17 марта 2018, 13:47

Дмитро писал(а):
просто Соня писал(а):Вам веселее было бы, чтоб я обозначала моих неизвестных вам собеседников
их (ничего для вас не значащами) именами?
Интересные диалоги из других форумов приводятся здесь для тех, кто желал бы присоединиться к беседе.
Или просто молча ее послушать.
Вот это поворот. Т.е. тут или раздвоение личности и чел сам с собой но об этом не знает, или все участники под одним ником. А можно узнать сколько всего участников тут под одним ником пишут?

Да, ей насрать на тех кто ей пишет. Она никому не отвечает (если это вообще "она", а не некая команда... что в эту пользу и говорит, что она не печатает ники, на которые она якобы отвечает - от этого ника пишут много людей в этом подфоруме).
Ей главное не то, что ей пишут, а дать свои оценки на ей адресованное, но без прямых ответов конкретному корреспонденту. Ну, вот такое высокомерие по отношению ко всем.

Зашел сюда, поскольку увидел с главной страницы не её ник, а твой.
Давно её не читаю.


Даже говно от царей - всё равно - это просто говно.
Meчтатель

Re: Есть ли Бог?

#37 просто Соня » Сб, 17 марта 2018, 13:55

Разумеется.
Имеет смысл разговаривать с обладающими хоть элементами здравого мышления.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7899
Темы: 378
С нами: 14 лет 8 месяцев
О себе: искатель

Re: Есть ли Бог?

#38 Meчтатель » Сб, 17 марта 2018, 15:39

:smile:
Т. е. ты полагаешь, что ты одна из них - одна из тех, которые имеют здравое мышление.

Это доктор про тебя вынес такой диагноз?
Meчтатель

Re: Есть ли Бог?

#39 просто Соня » Пн, 4 марта 2019, 13:23

София Вы такая умная девушка, зачем Вы забиваете мозг таким количеством информации о философии, религии. Все мы умрем, и Вы и я, и всё живущее на планете...
Есть немало авторитетных источников, утверждающих, что через смерть можно перепрыгнуть. Странно этот важнейший для каждого вопрос хотя бы не пытаться исследовать.

\\Соня, Вы такая умная девушка, зачем Вы вообще отвечаете людям, которые начинают свои сообщения с "Соня, Вы такая умная девушка" :hi-hi: \\
подобные вступления обычно означают: "дура ты дура; зато я - человек образованный и воспитанный")).
С другой стороны, все содержательное, сказанное тут, также ретранслируется на ФБ и в прочие места для возможного поддержания беседы.
И коль не гипертекст, то гиперфорум таким образом вполне может возникнуть.
Последний раз редактировалось просто Соня Вт, 6 июля 2021, 2:31, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7899
Темы: 378
С нами: 14 лет 8 месяцев
О себе: искатель

Re: Есть ли Бог?

#40 просто Соня » Пн, 7 декабря 2020, 16:14

Бог попал в переплет

1
//...?//
У всего на свете есть два способа существования. В реальном и в словесном мире; в реальной жизни и в словаре.
Любовь может быть полнотой существования,а может быть просто словом на букву Л.
Есть ряд понятий, не случайно называемых трансцендентными.
Таковы в приведенных примерах жизнь птицы для невылупившегося птенца; жизнь человека для внутриутробного младенца.
Проверить истинность таких понятий можно единственным способом: собственным преображением. "Доказать Бога" можно только себе и только единственным способом: сопричастности Его бытию, полнотой соединения с Ним (просветлением и пр.)

2
Все прочие доказательства (Бога) не только сомнительны, относительны, но и попросту греховны. Ибо занимаются умственной подменой того, что... не ЗА пределами ума, а переполняет, преисполняет собою ум, сметает всю его ограниченность и все его пределы. Ум теряет свое привычное место и поначалу кажется, что ему уже нет места, что его уже просто нет, что он исчезает, умирает.
Так, пространству в горшке кажется, что с крушением горшка крушится и оно само, и весь привычный и единственно ему известный ограниченный горшком мир.
Так, воздуху в пузырях, вздувающихся в ливень на лужах, кажется, что со смертью пузыря приходит смерть и ему самому. Когда напротив: воздух в бывшем пузыре познает сам себя, обретает себя, становится самим собой: просто воздухом.
Весь фокус в том, чтоб не потерять себя, теряя локус.



о. Иоанн Мейендорф - Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы.

[url='https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vizantijskoe-bogoslovie-istoricheskie-tendentsii-i-doktrinalnye-temy/']Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы - протопресвитер Иоанн Мейендорф - читать, скачать[/url]

Протоиерей Иоанн Мейендорф
ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И
ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

[url='https://postimages.org/']Изображение

В противоположность гностикам, проповедовавшим дуализм, различающий Бога Ветхого Завета и Отца Иисуса, патристическое Предание утверждает их абсолютную тождественность.

Центральной темой византийского богословия, или интуицией, является убеждение, что человеческая природа не есть статичная, "замкнутая", автономная сущность, но — динамичная реальность, в своем существовании определяемая ее отношением к Богу. Это отношение представляется процессом восхождения и общения — человек, сотворенный по образу Божию, призван добровольно достичь "божественного подобия", его отношение к Богу есть как данность и задача, так и непосредственный духовный опыт и ожидание еще большего видения, достигаемого в свободном усилии любви.

"Бог стал человеком, — пишет Афанасий, — чтобы человек мог стать Богом". Это основополагающее утверждение александрийского богословия, господствовавшее над всеми богословскими рассуждениями об "обожении".
Истинное человеческое естество полагается не "самовластным", но предназначенным к участию в Божественной жизни, достижимой во Христе.

В Византии, следовательно, была налицо антиномия в самом подходе к богословию: Бог действительно открыл Себя во Христе Иисусе, и знание Его Истины существенно важно для спасения, но в то же время Бог выше человеческого рассудка и Его невозможно вполне выразить человеческими словами.

Откровение не ограничивалось ни текстами Писания, ни решениями соборов, но было непосредственно доступно как Живая Истина человеческому переживанию присутствия Божия в Церкви Его.
основной поток восточной христианской гносеологии несомненно утверждает возможность непосредственного опыта Бога.
Именно потому, что их понимание Истины не было концептуальным, они не могли согласиться ни с тем, что Истина была выражена писаниями Нового Завета исчерпывающе вербальным и концептуальным образом.

Мир, которому объявлено Откровение, непрестанно выдвигает новые требования и задачи. Сама сложность человеческого бытия; нежелание византийского христианского сознания сводить богословие к одной частной форме человеческой восприимчивости — интеллектуальной; характер Новозаветного Послания, озабоченного не отвлеченными истинами, но Лицом; отсутствие у Византийской Церкви незыблемого, безошибочного критерия истинности — все эти начала в Византии способствовали пониманию христианства как живого опыта, все живое содержание этого понимания передается из поколения в поколение всей общностью Церкви.

Бог есть Ничто.

Греческие отцы в своем апофатическом богословии утверждают не только то, что Бог превыше человеческого языка и рассудка в силу ущербности павшего человеческого естества, но и то, что Он недостижим в Себе. Человеческое знание печется лишь о "существах", то есть занимается уровнем тварного бытия. На этом уровне, значит, может быть сказано, что "Бог не существует".

Но формальный, интеллектуальный "апофатизм" греческих философов отличается от библейского представления о трансцендентности, ибо в Библии трансцендентность ведет к положительной встрече с Неведомым как Богом Живым, к "созерцанию превыше знания" (12). А христианское богословие основывается на библейском представлении о трансцендентности.
Возможность переживания Бога вне интеллекта, чувства или эмоции, стояла за греческим патристическим пониманием христианской веры и богословия. Это означало только возможность открытия Божиего, Его бытия, но вне Его природы, Его деяний или "энерfoliaй", через которые Он добровольно открывает Себя человеку, а также особенного свойства человека, позволяющего ему выйти за пределы уровня тварности. Встреча любви Божией и Его "энерfoliaи" с названной способностью человека превосходить самого себя и есть то, что делает возможным соприкосновение — "созерцание, превышающее знание", которое отцы называют "очами веры", "Духом", или, в соответствующем контексте, "обожением".

Богословие, таким образом, чтобы быть истинным богословием, должно иметь силу выйти за пределы буквы Писания, за пределы формул в определениях, за пределы языка, использованного святыми для передачи своего опыта. Ибо только тогда богословие будет способно узреть единство Откровения — единство, которое есть не только интеллектуальная связность и непротиворечивость, но живая реальность, познанная на опыте в преемственности единой Церкви в веках:
Святой Дух есть единственный поручитель и страж этой преемственности; никакой внешний критерий, который может потребоваться сотворенному человеческому восприятию или разумению, нельзя счесть достаточным.

Итак, Византия никогда не знала ни столкновения, ни даже противопоставления между богословием и тем, что Запад называет "мистицизмом". Конечно, восточнохристианское богословие в целом часто называли "мистическим". И этот термин совершенно правилен, если только помнить, что в Византии "мистическое" познание не подразумевало эмоционального индивидуализма; как раз напротив: имелось в виду непрерывное общение с Духом. Подразумевалось также и постоянно признавалось, что человеческий интеллект, человеческий язык неадекватны, если речь идет о выражении полноты Истины, из-за чего положительные богословские утверждения о Боге должны все время уравновешиваться коррективами апофатического богословия. Наконец, византийская "мистика" предполагала
отношение с Богом по принципу "я — Ты", то есть не только познание, но и любовь.

Ориентация на непосредственную практику
---
Комментируя стих 3:7 Екклесиаста — "время молчать, и время говорить", —
Григорий Нисский:
В рассуждениях о Боге, если встает вопрос о сущности Его,
наступает время молчать. в делах, которые выходят за эти пределы, подобает довольствоваться познанием себя. Ибо, на мой взгляд, если тварь не пришла к познаванию себя самой, не уразумела еще сущности души или природы тела, причины бытия, ..., если тварь не знает себя, как может она объяснять те вещи, что за ее пределами? О таких вещах время молчать; тут безмолвие определенно лучше. Есть, однако, время говорить о тех вещах, через которые мы в наших жизнях можем продвигаться в добродетели.

Дионисий отвергает понятие Оригена о познании Божием "в Его сущности", поскольку "познания" Божия быть не может. Ибо познание может быть приложимо только к "существам", а Бог превыше всякой сущности и превосходит любую противоположность между существованием и несуществованием. С Богом может быть "союз", это так; более того, это — высшая цель человеческого существования; но союз этот является скорее "неведением", чем познанием, ибо он предполагает отрешенность от всякой деятельности чувств либо ума, поскольку разум приложим лишь к тварному существованию. Бог абсолютно трансцендентен и выше бытия, и — до тех пор, пока мы остаемся в категориях существования, — может быть описан лишь в негативных терминах.

Итак, понятия красоты, бытия, блага и тому подобные отражают Бога, но не Его Сущность, а лишь Его "силы" и "энергии"(16), не являющиеся уменьшенной формой Божества, либо просто Его эманациями; нет, они — Бог во всей Своей полноте, в Котором все сотворенные существа могут участвовать по своему назначению.
Таким образом, Бог Дионисия есть опять же Живой Бог Библии, а не "Единое" Плотина
Если для Оригена иерархия сотворенных существ — ангелов, людей, демонов — плод Грехопадения, то для Дионисия — это нерушимый и Божественный порядок, через который достигается "уподобление Богу и соединение с Ним"

Литургия вовлекала в себя всего человека, не пренебрегая ни одной из функций тела или и не оставляя ни одну из них в царстве мирского.

Фотий заявляет, и нет причин сомневаться в его искренности о том, что единственная его забота — это единство Востока с Западом в одной, кафолической вере, как она определена древними соборами. К несчастью, после него история развела обе половины христианского мира еще дальше друг от друга, и обеим сторонам очень недоставало широты умственного кругозора и чувства историзма, свойственных Фотию.

Пселл определенно оставался христианином, но если в его мысли
и обнаруживается какая-то эмоциональная мотивация, то связана она с желанием отыскать согласие, а не противостояние между платонизмом и христианством, и его мало заботило, если это согласие было искусственным.
Пселл, например, очень радуется, обнаружив Троицу, как и библейский мир ангелов и святых у Гомера (22).

исихасты создали традицию личной молитвы и непрерывного созерцания. исихасты научали тому, что такой духовный опыт может быть достигнут личным усилием.

По Евагрию, истинная природа "ума" состоит в том, чтобы сосредоточиваться на Боге, а все, что отвлекает "ум" от Бога, есть зло.
Соединение становится возможным тогда через молитву. Именно Евагрий первым употребил термин "умная молитва", который стал обычным в византийском исихазме. Молитва есть "надлежащая деятельность ума"(2), "некоторое бесстрастное состояние" (3)
,"высочайшее возможное умствование" (4).
В этом "состоянии" молитвы ум полностью освобожден от всякой
"множественности": он "глух и нем" о всякому чувственному восприятию (5).
По Евагрию, как нам теперь известно, молитва означает еще и то, что ум пребывает в "сущностном союзе" с Божеством; так что монахи-евагрианцы VI в. могли хвалиться, что они "равны Христу".

Из Макариевой же антропологии проистекает духовность, опирающаяся на реальность Крещения и Евхаристии как путей единения со Христом и "обожения" всего человеческого бытия во всех его аспектах, включая телесный.
"Огонь, что живет внутри, в сердце, является тогда [в последний день] открыто и достигает воскрешения тел" (6).
В концепции Макария "умная молитва" становится, следовательно "молитвой сердечной"; средоточие психосоматической жизни человека, сердце, есть "скрижаль, на которой благодать Божия начертывает законы Духа" (7); но оно же может быть и "гробницею", "склепом в котором "князь зла и ангелы его обретают убежище" (8). Сердце человеческое есть поле битвы между Богом и сатаною, жизнью и смертью. И монах отдавая все свое существование молитве, в действительности выбирает пребывание на передовой линии этого сражения прямым и сознательным образом. Ибо присутствие Божие есть реальный факт, воспринимаемый "внутренним человеком" "как духовный опыт с подтверждением" (9).
У Макария, точно так, как в некоторых книгах Ветхого Завета, и особенно в Псалтири, роль, какую выполняет сердце, неоспоримо связана с физиологией, которая усматривает в этом органе тела средоточие психосоматической жизни человека. Это означает на практике, что всякий раз, когда говорится о "сердце", автор подразумевает просто внутреннюю личность человека, "я" в самой его сокровенной глубине. Во всяком случае, "сердце" никогда не обозначает одну лишь эмоциональную сторону человека, как это иногда понималось на Западе.

Диадох: Благодать скрывает свое присутствие в крещеном, дожидаясь первого шага души; но когда весь человек обратится к Господу, тогда Благодать открывает свое присутствие сердцу через
невыразимое словами переживание... А если человек начинает
свое продвижение, соблюдая заповеди и непрестанно взывая к
Господу Иисусу, тогда огонь святой Благодати проникает равно
и во внешние чувства сердца... (11).
Его определение христианской веры как личного опыта будет затем принято Симеоном Новым Богословом и другими византийскими духовными писателями. Диадох также перенимает у Макария понимание непрерывной монашеской молитвы как взывания Имени Иисуса .

Иоанн Лествичник — "автор "Лествицы" — настоятель монастыря на горе Синай. Это еще один великий свидетель монашеской духовности, опирающейся на призывание "имени Иисуса". "Память Иисуса да соединится с дыханием твоим: и тогда познаешь пользу безмолвия" (13). У Иоанна термины "исихия" (молчание, безмолвие, покой) и "исихасты" (молчальники) обозначают вполне конкретную отшельническую, созерцательную жизнь одинокого монаха, упражняющегося в "молитве Иисусовой". "Молчальник тот, кто явственно вопиет: Готово сердце мое, Боже (Пс. 56:8); молчальник тот, кто говорит: аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. 5:2).
Безмолвие есть непрерывная служба Богу и предстояние перед Ним.
Молчальник тот, кто существо Бестелесное усиливается удерживать в пределах телесного дома..." (14).
Терминология, используемая Иоанном, завоюет впоследствии особенную популярность у поздневизантийских исихастов в XIII и XIV вв., которые практиковали соединение молитвы в уме с дыханием, этот молитвенный прием знали еще на Синае во времена Иоанна. Во всяком случае Иоанн понимает "обожение" как общение всего человека с преображенным Христом. "Память Иисуса" означала именно это, а не просто "размышление" об историческом Иисусе или о каком-то частном эпизоде Его жизни. Предостережения против какого бы то ни было вызывания, посредством воображения, образов внешних относительно "сердца" — постоянная составляющая духовной традиции восточного христианства. Монах всегда призывается заметить в себе (своем "сердце") объективную реальность преображенного Христа, которая не есть ни образ, ни символ, но сама реальность Божиего присутствия, через таинства, и не зависимая от любой формы воображения.

Максим Исповедник.

Ориген и Евагрий определенно занимали первое место в чтении Максима и интеллектуальном плане. В своем учении о духовной жизни Максим принимает учение о "бесстрастности" как цели аскетической жизни. У Евагрия отрешение от "страстей" есть отрицательный опыт, через который достигалась полная опустошенность души или тела от каких-либо ощущений, дабы ум мог осознать свою Божественную природу и восстановить свое сущностное единение с Богом через знание.
В итоге у Евагрия истинная отрешенность оказывается также и отрешенностью от добродетелей; а сама деятельная любовь поглощается знанием. У Максима, однако, любовь понимается не только в качестве высочайшей из добродетелей, но и как единственный истинный итог отрешения. По причине "бесстрастия" любовь может относиться в равной степени к каждому, поскольку человеческие пристрастия суть плод несовершенства (15).

Во всяком случае, монастырская мысль не уставала напоминать им об их обращении в веру, проповеданную еврейским Мессией, и об их превращении в "новый Иерусалим".

4. Христианская вера как личный опыт: Симеон Новый Богослов
У Макария и у Диадоха мы отметили отождествление самой христианской веры с осознанным опытом Бога. Симеон Новый Богослов (949—1022) будет пророком этого практического учения в Средневековой Византии.
ясно, что Симеон выступает за общепринятое понимание христианства как личного общения с Богом и как Боговидения, а это значит, что тут он един с исихазмом, да и со всем патристическим Преданием в Целом. Подобно всем пророкам, свой личный христианский опыт он выражает, не особенно заботясь о точной терминологии. А это значит, что у него без особого труда можно найти отклонения от любой установившейся традиции, от любой признанной системы богословия. Симеон Новый Богослов явил собой образец личного мистицизма и вскрыл неизбежность внутрихристианских трений между всякими формами "истеблишмента" и свободой Духа.
Симеон хочет, чтобы было ясно: Царство Божие есть несомненно достижимая реальность; Оно вовсе не принадлежит только "жизни грядущей", и в жизни сей Оно не ограничено лишь "духовной" или "интеллектуальной" частью человека, но охватывает все его
бытие. "Через Святого Духа, — пишет он, — происходит воскресение всех нас. И я не говорю только о последнем воскрешении тела... [Христос] через Святого Духа дарует, даже сейчас, Царство" (22). Симеон особо выделяет его "внезапность" и "нечаянный его характер".
То, что Симеон, уподобляясь пророкам, настаивал на том, что христианская вера есть познание на опыте Живого Христа, встречало отпор; легализированный и минималистский взгляд на христианство, ограничивающий веру выполнением "обязательств", казался намного более реалистическим равно и инокам, и мирянам. Но Симеон считал таких минималистов новыми еретиками: "Эти богоборцы, или лучше сказать, антихристы вопят: невозможно это, невозможно (24).
Византийская Церковь канонизировала Симеона Нового Богослова, и поколения восточных христиан видели в нем величайшего мистика Средневековья. Поступив таким образом, византийское христианство признало, что в Церкви только Дух есть последний критерий Истины и единственный окончательный авторитет.

5. Теология исихазма: Григорий Палама

Этот метод состоит в сосредоточении "внимания" (prosochē) — это первейшее условие подлинной молитвы — посредством сосредоточения ума молящегося "в сердце", удерживая при этом
дыхание и произнося в уме вновь и вновь короткую молитву. Легко отыскать параллели этому методу в нехристианской духовной практике Востока. ведущие представители исихазма XIV в. единодушны в своих разъяснениях по этому поводу. Все они говорят, что психосоматический метод сам по себе не является целью, но лишь средством для помещения человека, буквально, "во внимание"; благодаря этому средству человек готов принять благодать Божию Варлаам стал опровергать этот метод, исходя из платонического взгляда на человека: мол, любое участие тела в молитве лишь препятствует истинной "интеллектуальной" встрече. Собор 1341 г. осудил Варлаама за его нападки на монахов. Палама получил окончательную соборную поддержку своему богословию в 1347 г., затем в 1351 г. и, наконец, уже по своей кончине, в 1368 г. когда его причислили к лику святых.

Что же касается до положений богословия Григория Паламы, то они могут быть обобщены в трех следующих пунктах:
1) Богопознание есть опытное переживание, даруемое всем христианам через Крещение и через их постоянное участие в жизни Тела Христа в Евхаристии. Богопознание требует вовлечения всего человека в молитву и служения посредством любви к Богу и ближнему; а затем оно открывается не только как "интеллектуальное" переживание одного лишь ума, но и как "духовное ощущение", которое передает восприятие ни чисто "интеллектуально", ни чисто материально. Во Христе Бог принял полноту человека, душу и тело; и человек как таковой был обожен. В молитве — к примеру, по психосоматическому "методу" — в таинствах, во всей жизни Церкви как общины человек призван к соучастию в Божественной жизни: это участие тоже является истинным Богопознанием.
2) Бог совершенно недоступен в Своей Сущности, как в этой жизни, так и в грядущей; ибо только три Божественные Ипостаси суть "Бог по существу". Человек, в "обожении", способен стать Богом только "по благодати" или "через энергию
3) Та мощь, с которой Палама обосновывает недоступность Божию, и равно утверждение обожения как первоначальной цели и предназначения человеческого бытия придают и полноте реальности различения Паламой "сущности" и "энергии" в Боге. Палама не пытается обосновать это различение философски: его Бог — это Живой Бог, и трансцендентный, и по воле Своей имманентный, и Он не входит в заранее принятые философские категории. При этом, однако, Палама полагает свое учение развитием решений Шестого Вселенского собора о том, что Христос обладает двумя природами или "сущностями" ("естествами") и двумя природными волями или "энергиями" (27). Ибо сама человечность Христа во-ипостасирована в Логосе и поэтому становится воистину Божеской человечностью, но не является "Богом по существу"; она преисполняется Божественной энергии через circumincessio idiomatum(Воспламенение соединившихся свойств (лат.). ) — и в ней наша собственная человечность обретает доступ к Богу в Его энергиях. Энергии, стало быть, никогда не рассматриваются в качестве божественных эманации или умаленного Бога. Они суть Божественная жизнь как дарованная Богом Его созданиям; и они суть Бог, ибо в Сыне Своем Он воистину даровал Себя ради нашего спасения.

Победа паламизма в XIV в. была, следовательно, победой Православного Богоцентричного понимания человека, за которое всегда выступала греческая патристическая традиция, в противовес всем концепциям человека, стремившимся усматривать в нем автономное или "мирское" существо.
человек может стать вполне "человечным", лишь восстановив свою утраченную причастность к Богу.
***
Византийцам Церковь виделась, прежде всего, сакраментальным общением с Богом во Христе и Духе.

Христос был вполне человеком и также что Он был индивидуумом, но та же христология отвергала несторианское мнение, что Он был человеческой ипостасью, или личностью.
Божественная и человеческая природы никогда не смогут слиться,
смешаться или стать взаимодополняющими друг друга, но во Христе они соединились в одну единственную Божественную Ипостась Логоса. Ипостась есть личный, "действующий" источник природной жизни; но сам по себе он не "природа" и не сама жизнь.

Обожение описывается Максимом как участие "всего человека" во "всем Боге":
Таким же образом, которым душа и тело соединены, Бог может стать
доступным для участия душою и, через посредничество души, телом, чтобы душа могла получить неизменный характер, а тело — бессмертие; и наконец, чтобы весь человек мог стать Богом, обожившись Благодатью Бога, ставшего Человеком, становясь полным, целостным человеком, душою и телом, по природе, и становясь всем и во всем Богом, душою и телом, по благодати (37).
"Человек, который становится послушен Богу во всем, слышит Бога,
говорящего: "Я сказал: вы — боги" (Ин. 10:34); он тогда есть Бог и зовется "Богом" не по естеству или по отношению, но [Божественным] повелением и благодатью" (39).
То же богословие обожения можно обнаружить и у Григория Паламы: "Бог в Своем совершенстве обоживает тех, кто того достоин, соединяя Себя с ними, не ипостасно — что свойственно одному Христу, — и не сущностно, но через малую часть нетварных энергий и нетварной Божественности, ... в то же время, однако, будучи всецело присутствующим в каждом [из обоженных]" (40).
В "обожении" человек достигает высшей цели, ради которой он и был сотворен. Эта цель, уже осуществленная во Христе односторонним деянием Любви Божией, представляет собой и смысл человеческой истории, и некоторое суждение о человеке. Она открыта отзыву человека и его свободному усилию.

СВЯТОЙ ДУХ

Василий отождествляет эту функцию "совершенствования" творения с "освящением", имея в виду, что не только человек, но и природа в целом совершенны сами по себе лишь в общении с Богом и при "наполнении" себя Духом.
В этом смысле Дух есть само содержание Царствия Божия.
Григорий Нисский сообщает о древнем варианте молитвы Господней "Да приидет Царствие Твое" (Лк. 11:2) как "Да снизойдет Твой Святой Дух на нас и очистит нас" (3). нисхождение Духа предвещает последнее исполнение, когда Бог будет "все во всем".

Дух и искупление человека
спасение понималось, по существу, в терминах участия в обоженной человечности Воплощенного Логоса, Нового Адама и общения с ней.
Дух, есть главный Деятель, превращающий такое общение в реальность. Сын дарует нам "первые плоды Духа, — пишет Афанасий, — с тем, чтобы мы смогли преобразиться в сынов Божиих, согласно образу Сына Божия" (11).

Церковь есть не просто общество человеческих существ, объединенных друг с другом общими верованиями и устремлениями; это — koinonia в Боге и с Богом. Дух не подавляет
разнообразие творения; и, в особенности, не исключает Он истину личного опыта Бога, доступного каждому человеку; Он преодолевает разделение, противоречия и порчу. Он Сам есть "симфония" творения, которая осуществится во всей полноте в эсхатологическом совершении. Назначение Церкви в том, чтобы сделать доступным это совершение через предчувствие и с помощью своей роли "освящения", совершаемого Духом.
"Егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненный языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа".

В византийской традиции никогда не обнаруживалось сильной склонности к созданию систем христианской этики, а Церковь никогда не считали источником авторитетных и подробных заявлений относительно поведения христианина. главный поток творчества в византийской духовности представлял собой воззвание к "совершенству" и "святости", а не строгую систему этических положений. Именно такой мистический, эсхатологический и, стало быть, максималистский характер этого призыва к святости существенно отличает его от законничества средневекового римского католицизма, от пуританского морализма.

Осознанный и личный опыт Святого Духа есть согласно жизни христианина в византийской традиции высшая цель как опыт, который подразумевает непрерывное возрастание и восхождение. очевидно, что такой опыт отражает персоналистское, в основаниях своих, понимание христианства.
Таким образом, Византийская Церковь видит в святом или в мистике стража веры и доверяет ему больше, чем какой-либо постоянной институции.
в Царстве Бога нет законов, кроме закона Духа
Стандартным кодексом христианского поведения считался "Номоканон", свод церковных правил и государственных законов, касающихся религии. Но даже там сохранился основополагающий для византийского христианства персонализм, выразившийся в том, что именно личность, а не учреждение, наделялась прямой ответственностью за происходящее в христианском мире Упор православной общины на свободный опыт Духа как освобождающую цель жизни человека, быть может, даже более приемлем для тех, кто сегодня ищет альтернативы сверхинституциональному учению о Церкви.

ТРИЕДИНЫЙ БОГ

Будучи весьма далеко от формы какого-то отвлеченного умозрения, учение о Троице в греческой патристической традиции всегда было делом религиозного опыта — литургического, мистического и, часто, поэтического. Само по себе каппадокийское учение о Троице остается совершенно бессмысленным. Не будучи отвлеченным умозрением, учение о Троице находилось в самом центре византийского религиозного опыта греческая патристическая мысль всегда принимала в качестве отправной точки позицию апофатического богословия, согласно которой Бытие Божие и вследствие этого окончательный смысл ипостасных взаимоотношений совершенно превышают понимание, определимость, доказательность. Само понятие Бытия Божия и как Единства, и как Троицы было откровением, иллюстрирующим такую непостижимость; ибо нет реальности, посильной уму, которая была бы сразу и "одним", и "тремя".

На самом деле трудно найти во всей религиозной литературе Византии какую-либо последовательную трактовку христианской этики или правил поведения. византийская этика была прежде всего "богословской этикой". Основополагающее утверждение о том, что всякий человек, христианин он или же нет, сотворен по образу Божиему и, следовательно, призван к Божественному общению и "обожению", разумеется, признавалось, но не предпринималось никаких попыток построить "мирскую" этику для человека "вообще".

Изображение[/url]

Н
Последний раз редактировалось просто Соня Чт, 13 февраля 2025, 0:37, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7899
Темы: 378
С нами: 14 лет 8 месяцев
О себе: искатель

Пред.След.

Вернуться в Форум просто Сони

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя