На мой взгляд именно нашему государству подходит концепция многодетности, причем вдолгую - ближайшие лет 100-200. Почему - это сверх очевидно, богатство ресурсов, земли, энергии, решение пенсионной реформы в конце концов

Но я бы хотел обратить внимание на причины неудач в этом направлении. На мой взгляд даже сейчас, при всем постиндустриальном нашем обществе женщины готовы рожать больше, именно внутреннее их желание родить, больше чем у тех же шведок или финок или немок. Что же им мешает? Было бы логичным спросить самих женщин, однако я откажу им в верности их ответов. Да простят меня дамы этого форума. На мой взгляд если провести опросы, то скорее всего ответят - не хватает жилья, не хватает денег. Но если провести исследования, то обнаружится что и при более высоких доходах и наличию квадратных метров картина меняется на микропроценты.
Пока сделаю паузу и обращусь к истории. Мы имеем дело с фактами, в крестьянских семьях было по 10-15 детей. Погодите писать про отсутствие контрацепции, это так, но я призываю взглянуть на другое - КАК было обставлена беременность и роды.
Пришло время цитат

- Спойлер
- На родах часто присутствовал муж будущей матери, у славян считалось нормой, чтобы рядом с рожающей женщиной находился любящий и сильный мужчина. У него тоже были свои обязанности: прежде всего он снимал сапог с правой ноги жены и давал ей напиться, затем развязывал пояс и прижимал колено к спине роженицы. Считалось, что это может ускорить роды.Наши предки не читали книг о перинатальном воспитании, не посещали курсов для будущих мам и пап. Однако прекрасно знали, что находящий в утробе ребёнок чувствует и понимает все, что происходит с его мамой. Поэтому для беременной женщины и для окружающих ее людей существовал целый свод правил, которые неукоснительно соблюдались. Будущей матери запрещалось пить спиртное, лгать, воровать, гневаться и ругаться, присутствовать на похоронах, смотреть на тяжелобольных, калек и нищих. Если беременная женщина подавала милостыню, ей предписывалось при этом смотреть в сторону и закрывать лицо головным платком. Вообще присутствие беременной женщины при большом скоплении людей, по какому бы поводу – праздничному или трагическому – они ни собрались, было нежелательным. Считалось, что ее саму или нерожденное дитя могут сглазить. Однако участие в веселых семейных празднованиях приветствовалось, дабы дитя возрадовалось. Наши предки верили, что когда мать радуется и веселится со своей семьей, у ребенка устанавливается связь с родными, формируется веселый и добрый нрав, щедрость и гостеприимство.После крещения Руси возникло поверье, что беременная должна совершать угодные господу дела, так как это обеспечивает ребенку от рождения до крещения, когда он самый беспомощный перед злым глазом и словом, божественную защиту. До принятия христианства беременная женщина считалась находящейся под покровительством славянских богов, особенно Макоши. Беременную полагали любимицей богов, сыскавшей себе их благословение.. Семья, а особенно муж беременной, не должны были отказывать ей купить что-либо, подарить желанный подарок. За столом лучший кусок предлагался не главе семейства, как обычно, а «затяжелевшей» женщине. Запрещалось ругать, оскорблять беременную, особенно «за глаза». Считалось, что это навлечет гнев богов на голову самого оскорбляющего и членов его семьи. Кроме того, это вызывало всеобщее осуждение и в некоторых случаях могло даже стать причиной изгнания. Нельзя было ссориться в присутствии беременной, употреблять бранные выражения, тем более затевать драку. Великий грех перед богами – толкнуть или ударить беременную женщину. Недопустимо было обойти подарком беременную в праздник, не поднести ей угощение, заставить выполнять трудную или грязную домашнюю работу, связанную с поднятием тяжестей, уходом за скотиной, уборкой мусора. Беременной запрещалось вывешивать на веревку выстиранное белье, наклоняться за плодами, растущими в земле (репой, луком, морковью), чтобы дитя не тянулось ни в небо, ни в землю.На Руси существовал обычай «прощеных дней». За несколько месяцев до предполагаемых родов в дом к беременной приходили ее родственники и просили у нее прощения за явные и тайные обиды. Беременная должна была простить их и в свою очередь попросить у них прощения. Не простить беременную было большим грехом. Прощение должно было быть даровано от души с обеих сторон, так как чья-либо непрощенная обида могла «связать» роды и не дать младенцу появиться на свет. Такие правила-ритуалы соблюдали вплоть до самых родов.Кто мог стать повитухой? Женщина пожилого возраста, часто – вдова, и обязательно «детная». Старинный историк пишет: «Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не может. Какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рожать трудно, и дети не всегда в живых будут…». Повитуха приглашалась на все трудные роды, обязательно перевязывала пуповину, мыла и парила роженицу с новорожденным в бане и первые дни ухаживала за ними.
Следующий прорыв в акушерстве и гинекологии произошел уже в середине XVIII века. В России начали выпускать «повитух с дипломом»: были открыты повивальные институты и повивальные школы. Эти специальные учебные заведения готовили высший и средний медицинский персонал в сфере родовспоможения. «Повивальная бабка» имела высшее медицинское образование, по сути являлась акушером-гинекологом; «сельская повивальная бабка» обладала средним медицинским образованием. Были еще и просто «повитухи» – слушательницы, получившие заочное образование. Их работа уже не пускалась на самотек, а строго регламентировалась специальным уставом.
Повитуха начинала с того, что переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской воды и зажигала перед иконами свечу. Она жестко следила за тем, чтобы в доме были развязаны все узлы: от кос у женщин до замков на дверях. Дескать, так роды окончатся быстрее.
Вне зависимости от своего профессионализма, повитуха оказывала огромную психологическую помощь будущей маме, постоянно приговаривая, что все будет хорошо. Пуповину новорожденному она перевязывала ниткой, свитой с волосами матери – чтобы связь между ними оставалась на всю жизнь.
Сразу после рождения повитуха производила действия, аналогичные современной беби-йоге: разглаживала малышу ручки, ножки, животик, «правила» головку. Если же младенец был слабеньким, то повивальная бабка могла... отправить его в печь. Новорожденный трижды оказывался там на широкой деревянной лопате при самом слабом жаре. Это было символическое действие: младенца как бы «пропекали», чтобы он рос здоровым и сильным.
Самое главное заключительное действие – омовение матери с младенцем в бане. Там повитуха делала молодой матери послеродовой массаж, то есть выполняла функции современного врача-остеопата, а затем поливала новорожденного особой водой, в которую заранее добавляла соль, вымачивала яйцо и серебряную монету. При этом она приговаривала: «Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, мыла ради доброго здоровьица».
Ну всё, хватит и этих цитат. Итак, какой можно сделать вывод - как вернуться к многодетности используя исторический опыт прошлого?
Если вы напишите что запретить контрацепцию и вернуть институт бабок повитух - я в вас разочаруюсь

Вывод надо делать немного абстрагируясь и смотря на суть вещей.
1) В определенное время считалось нормальным что муж присутствует на родах - и сейчас доказано что психологически это может помочь рожающей.
2) Беременная была окружена трепетным отношением, заботой, бережливостью. Рядом находящиеся молодые нерожавшие девушки видели это отношение.
3) Был даже ритуал прощения, думаю лазаревцам хоть бывшим хоть нынешним не нужно объяснять пользу прощения родных во время беременности.
4) Был институт повивальных бабок. Неважно насколько они были суеверными и неэффективными - важен эффект - девушки знали что есть мудрый и знающий в деле родов человек который всё расскажет и через всё проведёт. Сравните с нынешними временами - роды это полная неизвестность.
Итак для многодетности нужна политика государства такая что:
-мужу позволяется быть на родах
-осуществляется психологическая поддержка беременных.
-начиная со школы девочкам объясняют отдельно про беременности как она проходит, что надо делать, куда обращаться. То есть Неизвестное становится Известным.
- сам институт родовспоможения расширяется с невнятного наблюдения у врача во время беременности до полноценной области знаний, где беременные буквально тренируются быть беременными ) это и йога, и тренировки и лекции. Все знания сейчас есть, и курсы есть, но все это в зачаточно добровольном состоянии.
- самое главное и самое сложное - это чтобы мужчины поняли значение беременности, чтобы в мужчине женщина была уверена.На мой взгляд тут целая терра инкогнита, очень много неизвестных, но если идти в этом направлении то куда нибудь да придем. Просто так сказать - мужики будьте сильными - ни о чем. Единственная подвижка которую я тут вижу - это нынешнее распространение кадетских школ, это на мой взгляд позитив.
Так же можно раскрывать тему многодетности и до беременности и родов. Например раньше на Руси существовали праздники где юноши встречались с девушками, праздник Ивана Купала) Думаю это возможно экстраполировать на современность. Например в Южной Корее существует традиция групповых свиданий вслепую, когда рандомные 5 девушек встречаются с 5ью парнями. Что то из этого да и выстреливает. Думаю на наш лад это можно приложить, но конкретных рецептов я не напишу.